воскресенье, 5 мая 2024 г.

Нетрадиционные формы коррекции речевых Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений


 Нетрадиционные формы воздействия в работе логопедов на сегодня становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные формы терапии, не требуя особых усилий, стимулируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, это помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее.
На сегодня форм нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но остановимся на тех, которые являются наиболее доступными, целесообразными и эффективными.

ФИТОТЕРАПИЯ - лечение с помощью лекарственных растений.

Считается эффективным лечебным и профилактическим средством при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения нервозности, восстановления мышечного тонуса.

АРОМАТЕРАПИЯ.

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают.

О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции.

ХРОМОТЕРАПИЯ – наука, изучающая свойства цвета.

Цвету издавна приписывается мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств (90 % информации человек получает посредством органов зрения).

Известно, что:

- синий цвет - оказывает успокаивающее действие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли;

- голубой цвет - оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения;

- фиолетовый цвет - оказывает угнетающее действие на психику, снижает настроение;

- красный цвет - активизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы;

- зеленый цвет - успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей при лечении воспалений, а также при ослабленном зрении.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.

Игры с песком представляют собой отличный вариант развлечений с обучающим эффектом.

В психологии еще в 30-х годах прошлого столетия появилось новое направление – песочная терапия и песок приобрел статус терапевтического материала. Песок – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь», как вода, и напоминает о времени (им наполняли стеклянные колбы песочных часов, приятно также пересыпать из руки в руку песок - это успокаивающее, медитативное занятие).

Влажный песок тоже обладает интересными свойствами. В отличие от сухого, у него есть «память» - способность сохранять следы, отпечатки, на нем можно рисовать, ему можно придавать желаемую форму. Эти достоинства песка позволили ему занять достойное место в кабинетах психотерапевтов.

Для песочной терапии используется песочница – длина 50 см, ширина – 70 см, глубина- 10-15 см. Окрашивается в голубой цвет, вставные доски могут менять цвет ящика, голубое блюдце внутри может служить озером, желтое - островом.

Предметы, которые могут использоваться:

- металлические, деревянные, пластиковые, стеклянные и природные (камни, перья, засушенные растения).

- люди: взрослые, дети, сказочные герои;

- наземные животные: дикие, домашние, доисторические, сказочные;

- водные обитатели, дома, растения, транспорт, мосты, дорожные знаки, цифры, буквы, геометрические фигуры.

 

Перед играми в песке надо обговорить с детьми ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ:

- не разбрасывать песок;

- не ссориться из-за игрушек;

- уметь договариваться между собой;

- занимать свободную сторону ящика;

- стряхивать песок только над песочницей;

- порядок наводить вместе.

На занятия с песком оптимально брать 2 - 3 человека.

 

В песочной терапии можно решать коррекционные задачи по следующим разделам:

1. Чувствительные ладошки - развитие тактильных ощущений;

2. Ловкие пальчики - развитие мелкой моторики;

3. Сенсорные игры - развитие сенсорных способностей;

4. Умные ушки - развитие фонематического слуха и коррекция звукопроизношения;

5. Бродилки - развитие пространственных способностей;

6. Говорю правильно - развитие грамматического строя речи;

7. Грамотейка - игры с буквами - обучение грамоте;

8. Сказочные истории - игры-истории, предполагающие продолжение - развитие связной речи.

 

1. Чувствительные ладошки и 2. Ловкие пальчики:

- отпечатки рук, пальчиков;

- скользить ребром ладони, «ходить», «бегать» пальчиками;

- нарисовать пальчиками узор, солнце и т.д.

- откопать игрушку.

 

3. Сенсорные игры:

- «Цветные заборчики» - построить заборчик из счетных палочек или колпачков от фломастеров только определенного цвета;

- «Найди по описанию» - найти в песке самый большой зеленый треугольник, самый маленький круг и т.д.

 

4. Умные ушки:

- «Будь внимателен» - выбрать из песка только те игрушки, в названии которых есть заданный звук, на определение заданного звука в названии игрушек (отбери игрушки, где звук Р в середине слова);

- «Назови правильно» - автоматизация поставленных звуков - ребенок берет из песка игрушку и правильно произносит слова.

 

5. Бродилки:

- «Клад» - ребенок ищет в песке игрушку, следуя подсказкам педагога;

- «Секретик» - используется сетка для раковины. Ребенок ищет спрятанную игрушку по принципу игры «Электронная муха».

 

6. Говорю правильно:

- игры «Назови ласково», «1-2-5» - с использованием мелких игрушек именно по лексическим темам – решаем задачи не только по грамматике, но и по обогащению словаря.

 

7. Грамотейка:

- игры с буквами - узнай на ощупь, нарисовать на мокром песке, вылепить из песка, выложить из палочек на песке, составить слоги, слова.

- задания с фишками - выложить схемы слогов, слов из пробок.

Как вариант вместо песка может использоваться и крупа. 

Подготовила учитель -логопед Мария Александровна 

среда, 1 мая 2024 г.

Необходимость развития речевого дыхания


 Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

·         неумение рационально использовать выдох;

·         речь на вдохе;

·         неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

·         не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

·         температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

·         одежда не должна стеснять движений;

·         не заниматься сразу после приема пищи;

·         не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

·         дутье через соломку в стакан с водой;

·         надувание воздушных шаров;

·         дутье на разноцветные вертушки;

·         игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;

·         пускание мыльных пузырей;

·         дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Немое кино»

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Топор»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Зоопарк»

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

«Ворона»

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка - «мяу» и т. д.).

«В лесу»

Логопед ищет потерявшихся в лесу детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

«Задуй свечку»

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Накачать шину»

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Комарик»

Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

Заключение.

 Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.


вторник, 23 апреля 2024 г.

Речевые игры по дороге в детский сад


 Речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научится классифицировать, обобщать предметы. Даже если ваш ребенок ходит к логопеду, этого не всегда достаточно, чтобы закрепить хороший результат. Гораздо эффективнее занятия станут, если вы будете принимать больше участия в развитии речевых навыков вашего малыша. Можно играть с ребенком в самые простые речевые игры, которые легко освоит любой родитель и сможет играть в них дома, на прогулке или по дороге домой. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

  1. «Угадай, где мы?»

Ребенок завязывает маме или папе (другому члену семьи) глаза, водит по квартире, описывает, не называя комнату, что видит вокруг, а взрослый должен догадаться, в какой комнате он находится.

  1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

  1. «Опиши предмет».

Предложите ребенку рассказать о какой-нибудь игрушке или любом другом предмете (посуда, мебель, продукт, используя как можно больше неповторяющихся слов. «Это тарелка, она круглая, стеклянная, хрупкая, большая, зеленая»;

Например:

«Это шкаф, он большой, коричневый, деревянный, вместительный, двухдверный» и т. п.

  1. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

  1. «Назови детали».

В этой игре предложите ребенку называть детали, из которых состоит предмет.

Например:

«Это кастрюля, у нее есть ручки, крышка, стенки, дно»«Это стул, у него есть сиденье, спинка, ножки»«Это сапог, у него есть подошва, каблук, застежка, голенище».

  1. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

«Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

«Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

«Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

  1. Игра «Помоги закончить предложение».

Малыш активно формирует и развивает свой словарь за счет подбора глаголов, обозначающих окончание действия.

Например:

взрослый начинает говорить предложение, а ребенок заканчивает:

  • Дима проснулся и. (стал умываться);
  • Катя оделась и. (побежала гулять);
  • У Гриши замерзли руки и. (он надел варежки);
  • Мама сварила суп и. (позвала всех к столу).
  1. «Я писатель!»

Суть игры — придумать небольшой рассказ из предложенных слов (3-7 слов). Если ребенку пока трудно воспринимать слова на слух, то можно предложить ему картинки.

Например:

кошка – девочка – молоко = девочка налила кошке молоко; мальчик – кубики – башенка = мальчик построил башенку из кубиков и т. п.

9.«Скажи наоборот».

Эта игра помогает расширять словарный запас за счет подбора слов-антонимов. Взрослый называет слово, а ребенок называет слово «наоборот».

Подготовила учитель -логопед Мария Александровна 


среда, 3 апреля 2024 г.

Обогащаем словарь дошкольника



 «Обогащаем словарь дошкольника»

Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.

Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).

В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

🔆Как развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);

уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);

активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);

устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

🔆Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);

рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;

показа фильмов и последующего обсуждения;

чтения художественных произведений;

дидактических игр, словесно-логических упражнений.

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

🔆Игры и упражнения для развития словаря.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красиво.

Подготовила учитель-логопед Мария Александровна

понедельник, 1 апреля 2024 г.

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей


 Использование дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.

 Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста. В этом и состоит сложность обучения, которое еще осложняется и тем, что мы, взрослые, допускаем грамматические ошибки в своей речи и неосознанно формируем неправильную речь своих детей. Отсюда следует, что важнейшей заботой взрослого при общении с ребенком должна быть забота о том, чтобы дети слышали грамотную речь и как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка.

 Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

• дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;

• игровые правила;

• игровые действия;

• окончание игры, подведение итогов.

 Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.

Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.

 Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера (с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные (построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

           Дидактические игры  по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:

Упражнения на словообразование:

  Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

• Образование названий детенышей животных

• Образование названий профессий

• Образование названий посуды

• Образование однокоренных слов

 В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

  · суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;

 · приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;

  · смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.

  В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

Подводя итоги, хочется отметить важность работы с родителями. Родители должны понять всю необходимость формирования у детей грамматически правильной речи, осознать то, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют огромную роль в развитии речи ребёнка. Так как вся работа по развитию речи, как и любая другая

работа, направленная на развитие детей, не может быть успешной, если в ней принимает участие только дошкольное учреждение без поддержки

семьи. Педагог должен познакомить родителей с видами грамматических ошибок детей и рекомендовать различные дидактические игры на их устранение.

Учитель-логопед Мария Александровна

пятница, 29 марта 2024 г.

Развитие лексико-логической памяти у ребенка


 «Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет»

Цель: формирование педагогической компетенции родителей.

Задачи:

 - расширять кругозор родителей;

 - развивать интерес родителей к использованию разнообразных форм организации совместной деятельности с детьми;

Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки. Кратковременная память - это хранилище для небольших порций информации. Если она не имеет большого значения, то соответственно быстро забывается. Благодаря, именно кратковременной памяти, мы строим мыслительные процессы. Долговременная память – хранилище важной информации (все, что вы знаете о мире). Специалисты утверждают, что она безгранична, и, чем шире кругозор человека, тем легче он запоминает новые данные. Существует несколько видов памяти, в зависимости от того, как легче человеку воспринимать информацию: моторная, слуховая, зрительная, вербальная (словесная), логическая. Очень часто виды памяти выступают в определенных сочетаниях: Зрительно – моторная необходима для выполнения работы по образцу: списывание с доски, работа в тетради; Вербально – моторная – работа по словесной инструкции с указанием порядка заданий, написание под диктовку; Словесно - логическая память – позволяет запоминать последовательность слов, действий в рассказах, своих мыслей в процессе, а затем воспроизводить их . Данному виду памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения. Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели) нужно помнить: - лучше сохранится тот материал, который ребенка удивил, заинтересовал; - хорошо запоминается материал, представленный в соревновательной форме или игре; - цель должна быть эмоционально значима для ребенка – по ее достижению ребенок должен получить похвалу от взрослого или его удивление. К семи годам начинает формироваться произвольная память (т.е ребенок начинает запоминать сознательно), это связано с физиологией. Полезно знать: - разучивание похожего материала стирает предыдущий, поэтому перед тем, как приступить к изучению нового необходимо сменить вид деятельности или сделать «переменку»; - для лучшего запоминания - лучше учить на ночь; - для лучшего запоминания задаются различные вопросы, типа: «Что про это говорится?» Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то с ее помощью и стоит проводить работу по развитию памяти. Благодаря ей мы сможем простимулировать детскую активность, увеличить объем словесно - логической памяти, а также сделаем процесс обучения более эмоциональным и увлекательным. Именно интерес к тому, что предлагается ребенку позволяет обеспечивать запоминание.

Предлагаем Вам несколько игр для развития словесно – логической памяти «Парочки»

 Взрослый записывает на листке пары слов (начать можно с 5 пар), связанных между собой по смыслу (вилка - ложка, дуб – дерево). После чего нужно их прочитать ребенку 3 раза: с интонацией, не торопливо. Через небольшой отрезок времени взрослый называет ребенку первое слово из пары, а тот в свою очередь называет второе слово из пары. Таким образом формируется кратковременная память. Для развития долговременной памяти следует выполнить то же упражнение, но уже через более длительный отрезок времени (например, 30 минут) «Со словами я играю, их запоминаю» 1. Я назову слова, а ты запомни: жираф, кровать, кошка, собака, кресло (постепенно увеличиваем до 10 слов). Повтори! 2. На какие группы можно разделить эти слова? (Чем больше назовет, тем лучше мыслит ребенок. Но, мы постепенно подводим к мысли о 2 группах слов) Теперь вспомни только животных, а потом назови мебель. 3. Повтори все слова еще раз.

«Перепутались» 

Взрослый выставляет 5 – 6 игрушек перед ребенком, и рассказывает: «На пароход стояла очередь: первым стоял слон, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, медведь, а за ним котенок. Вскоре пришел мороженщик, и все побежали к нему. А когда вернулись, то не могли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам найти свое место»

«Запомни – повтори» 

Взрослый произносит несколько чисел (от 3 до 10, усложняется постепенно) и просит ребенка повторить. То же самое можно проводить с названием птиц, животных, месяцев, дней недели, словами с автоматизируемым звуком (миШка, ШиШка, Шапка, уШи, Шаль) и т.д . Важно, что бы ребенок соблюдал предложенную последовательность. «Сравнилки» Предлагаем ребенку сравнить 2 предмета (муха и бабочка, дерево и куст, волк и собака), и, рассказать, чем похожи, и чем отличаются. Ребенок 6 - 7 лет должен выделять главные признаки предметов.

 «Я начну, вы продолжайте» 

Игра начинается с фразы: «Я начну, вы – продолжайте. Слова быстро называйте!» После чего ребенку предлагаются слова из группы родственных слов (домашние животные, мебель, игрушки и т.п.): корова, лошадь… этот ряд нужно продолжить и назвать, как можно больше слов из данной группы. «4 лишний» В предложенной серии картинок,где 3 картинки можно объединить в группу по общему признаку, а 4 лишняя, ребенок находит «лишнюю» и, объясняет свой выбор. Лишний петух, потому что свинья, корова и лошадь – домашние животные, а петух птица.

пятница, 15 марта 2024 г.

Автоматизация звуков в домашних условиях

 Автоматизация звука в предложениях

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

Например, У Маши шуба. У Яши машина. У Даши шахматы.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах


Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи на заданный звук.

Подготовила учитель -логопед Мария Александровна 

Нетрадиционные формы коррекции речевых Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений

  Нетрадиционные формы воздействия в работе логопедов на сегодня становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми...