Нетрадиционные формы воздействия в работе логопедов на сегодня становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные формы терапии, не требуя особых усилий, стимулируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, это помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее.
На сегодня форм нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но остановимся на тех, которые являются наиболее доступными, целесообразными и эффективными.
ФИТОТЕРАПИЯ - лечение с помощью лекарственных растений.
Считается эффективным лечебным и профилактическим средством при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения нервозности, восстановления мышечного тонуса.
АРОМАТЕРАПИЯ.
Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают.
О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции.
ХРОМОТЕРАПИЯ – наука, изучающая свойства цвета.
Цвету издавна приписывается мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств (90 % информации человек получает посредством органов зрения).
Известно, что:
- синий цвет - оказывает успокаивающее действие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли;
- голубой цвет - оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения;
- фиолетовый цвет - оказывает угнетающее действие на психику, снижает настроение;
- красный цвет - активизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы;
- зеленый цвет - успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей при лечении воспалений, а также при ослабленном зрении.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.
Игры с песком представляют собой отличный вариант развлечений с обучающим эффектом.
В психологии еще в 30-х годах прошлого столетия появилось новое направление – песочная терапия и песок приобрел статус терапевтического материала. Песок – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь», как вода, и напоминает о времени (им наполняли стеклянные колбы песочных часов, приятно также пересыпать из руки в руку песок - это успокаивающее, медитативное занятие).
Влажный песок тоже обладает интересными свойствами. В отличие от сухого, у него есть «память» - способность сохранять следы, отпечатки, на нем можно рисовать, ему можно придавать желаемую форму. Эти достоинства песка позволили ему занять достойное место в кабинетах психотерапевтов.
Для песочной терапии используется песочница – длина 50 см, ширина – 70 см, глубина- 10-15 см. Окрашивается в голубой цвет, вставные доски могут менять цвет ящика, голубое блюдце внутри может служить озером, желтое - островом.
Предметы, которые могут использоваться:
- металлические, деревянные, пластиковые, стеклянные и природные (камни, перья, засушенные растения).
- люди: взрослые, дети, сказочные герои;
- наземные животные: дикие, домашние, доисторические, сказочные;
- водные обитатели, дома, растения, транспорт, мосты, дорожные знаки, цифры, буквы, геометрические фигуры.
Перед играми в песке надо обговорить с детьми ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ:
- не разбрасывать песок;
- не ссориться из-за игрушек;
- уметь договариваться между собой;
- занимать свободную сторону ящика;
- стряхивать песок только над песочницей;
- порядок наводить вместе.
На занятия с песком оптимально брать 2 - 3 человека.
В песочной терапии можно решать коррекционные задачи по следующим разделам:
1. Чувствительные ладошки - развитие тактильных ощущений;
2. Ловкие пальчики - развитие мелкой моторики;
3. Сенсорные игры - развитие сенсорных способностей;
4. Умные ушки - развитие фонематического слуха и коррекция звукопроизношения;
5. Бродилки - развитие пространственных способностей;
6. Говорю правильно - развитие грамматического строя речи;
7. Грамотейка - игры с буквами - обучение грамоте;
8. Сказочные истории - игры-истории, предполагающие продолжение - развитие связной речи.
1. Чувствительные ладошки и 2. Ловкие пальчики:
- отпечатки рук, пальчиков;
- скользить ребром ладони, «ходить», «бегать» пальчиками;
- нарисовать пальчиками узор, солнце и т.д.
- откопать игрушку.
3. Сенсорные игры:
- «Цветные заборчики» - построить заборчик из счетных палочек или колпачков от фломастеров только определенного цвета;
- «Найди по описанию» - найти в песке самый большой зеленый треугольник, самый маленький круг и т.д.
4. Умные ушки:
- «Будь внимателен» - выбрать из песка только те игрушки, в названии которых есть заданный звук, на определение заданного звука в названии игрушек (отбери игрушки, где звук Р в середине слова);
- «Назови правильно» - автоматизация поставленных звуков - ребенок берет из песка игрушку и правильно произносит слова.
5. Бродилки:
- «Клад» - ребенок ищет в песке игрушку, следуя подсказкам педагога;
- «Секретик» - используется сетка для раковины. Ребенок ищет спрятанную игрушку по принципу игры «Электронная муха».
6. Говорю правильно:
- игры «Назови ласково», «1-2-5» - с использованием мелких игрушек именно по лексическим темам – решаем задачи не только по грамматике, но и по обогащению словаря.
7. Грамотейка:
- игры с буквами - узнай на ощупь, нарисовать на мокром песке, вылепить из песка, выложить из палочек на песке, составить слоги, слова.
- задания с фишками - выложить схемы слогов, слов из пробок.
Как вариант вместо песка может использоваться и крупа.
Подготовила учитель -логопед Мария Александровна