среда, 31 января 2024 г.

Советы для родителей будущих первоклассников


 Поступление в школу важный, знаменательный момент. Естественным желанием каждого из Вас является то, чтобы ребенок был сначала успешным учеником, а затем смог найти свое место в жизни. Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей Вашего ребенка. Безусловно, вы хотите помочь своему будущему школьнику преодолеть трудности в обучении, общении. 

  1. Готовность ребенка к школьному обучению.

Готовность к школе охватывает в себя два компонента: интеллектуальная готовность и психологическая. 

  • интеллектуальная готовность

Это конкретные предметные умения: умение читать, писать, считать, эрудиция и т.п. Однако многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое. 

  • психологическая готовность

К школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). В первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учителем.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

  1. мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
  2. определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
  3. определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
  4. хорошее развитие фонематического слуха;
  5. элементарная самостоятельность в организации учебного пространства;
  6. понимание понятия «субординация» (без введения термина);
  7. развитие элементарных коммуникативных навыков.

  1. На что обратить внимание перед поступление в первый класс?

Обучение чтению и письму – важнейшая задача обучения в первом классе. Успешное овладение первоклассника этими навыками служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения.

Первой и главнейшей предпосылкой овладения письмом, формируемой задолго до начала школьного обучения ребенка, является сформированность устной речи, произвольное владение ею, способность к речевому анализу и синтезу.

Дефектное произношение ребенком отдельных звуков или их групп, замена в устной речи одних звуков другими, искажение слоговой структуры слова, неправильное использование грамматических форм, бедность словаря должны привлечь внимание и послужить поводом для немедленного обращения к логопеду. Если нарушения устной речи не будут вовремя выявлены и исправлены, то это может в дальнейшем не только затруднить общение ребенка с окружающими, но и оказаться серьезным препятствием к овладению грамотой. Напоминаю, что уже к 6 годам ребенок должен правильно произносить все звуки.

Но отсутствие нарушений произношения – еще не гарантия того, что у ребенка достаточно хорошо сформирован фонематический слух (способность различать, распознавать звуки речи). Первоклассник должен уметь подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания слогов типа: ба-па-па, та-да-та, кот-год-кот и т.п.

Для успешного обучения в школе, необходимо целенаправленно развивать пассивный и активный словари. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: названия времен года, их признаки, названия месяцев, дней недели. Первоклассник доложен уметь обобщать («Назови одним словом»), классифицировать («Распредели на группы»), выделять лишнее.

Также следует обратить внимание на умение образовывать новое слово (дождь-дождик), изменять слово (стул - стулья), согласовывать части речи (голубое небо). Ребенок должен правильно использовать в своей речи предлоги.

Учите будущего школьника рассуждать, развернуто отвечать на вопросы, пересказывать текст, составлять рассказ по сюжетной картинке.

Если малыш уже владеет элементарными навыками чтения, следите, чтобы чтение было плавным, а понимание почитанного – достаточным.

Очень важно, чтобы у будущего школьника была достаточно развита мелкая моторика. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п. Игры можно организовывать в любое время (на кухне с крупами, в ванной с прищепками т.д.).

Следует обратить внимание на развитие пространственных представлений: безошибочно определять правую и левую стороны; размещать картинки по заданию справа(слева), в правом нижнем углу, в левом верхнем углу листа бумаги и т.д.

И, конечно, самое главное при поступлении в первый класс – желание учиться, узнавать новое.

  1. Заключение.

Волнение родителей будущих первоклассников объяснимо. Всем нам хорошо известно, что успешное обучение в начальной школе – залог успешного обучения в старших классах. Начальная школа закладывает фундамент знаний, на основе которого «строится» дальнейшее обучение.

Желаю вам, уважаемые родители, запастись терпением, вспомнить себя, когда вы первый раз должны были пойти в школу. Помогите вашему ребенку сделать свой первый шаг в новую жизнь. Пусть школьная жизнь станет для вас и вашего ребенка самым радостным, самым светлым событием в жизни! 

Подготовила учитель -логопед Мария Александровна 


понедельник, 29 января 2024 г.

Как воспитывать у ребенка навыки правильного звукопроизношения


 О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и

многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его

недостатки. Произносите всегда все слова чётко и правильно.

Для развития диалогической и монологической речи хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх

самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.

Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка, используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными. Основными словесными методами являются – беседа, рассказ, чтение. Всё это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на прогулках. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через

игру.

Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память,

внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и

подготовить базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при

постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед.


Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.

При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:

 от простого упражнения к сложному;

 выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед

зеркалом;

 постепенное увеличение количества повторений до 10–15 раз;

 ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало;

 артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый,

для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.

  Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной

 моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный

образец, показанный взрослым.

Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый.

Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

Упражнения выполняются ребёнком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка к бугоркам,

 произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую струю на ладошку.

Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним

 данное движение.

Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных

упражнений — это трудная работа для ребёнка.

Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только

ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

Подготовила учитель- логопед Мария Александровна 


Обогащения лексики и развитие грамматической стороны речи детей дошкольного возраста


 1) названиями частей предметов.

Ребёнку предлагается показать и назвать части предметов.

У стула (спинка, сиденье, ножки). У чайника (дно, крышка, носик,

горлышко, ручка). У машины (кабина, кузов, колеса). У сапога (носик, пятка,

подошва, каблук). И т. д..

2) обобщающими понятиями.

Ребёнку предлагается назвать одним словом группу предметов,

например: пиджак, платье и юбку. После того, как ребёнок назовёт

обобщающее слово, попросите его назвать ещё что-нибудь из одежды. Или,

можете сами назвать обобщающее слово, а ребёнок будет называть

конкретные существительные, например: «Назови, какую ты знаешь

одежду?» Назови одним словом.

Пиджак, платье, юбка, … (одежда); сапоги, туфли, тапочки,… (обувь);

стол, кровать, шкаф,… (мебель), яблоко, апельсин, груша,… (фрукты);

синица, ворона, голубь,… (зимующие птицы); грач, скворец, ласточка,…

(перелетные птицы); помидор, огурец, морковь,… (овощи); кофейник,

салатница, солонка, масленка, сковорода, хлебница, соусница,… (посуда);

автобус, легковая машина, грузовая машина,… (наземный транспорт);

корабль, пароход, яхта,… (водный транспорт);самолет, вертолет,…

(воздушный транспорт); собака, коза, свинья,… (домашние животные);

лиса, медведь, волк,… (дикие животные); пенал, карандаш, краски, тетрадь,

учебник,… (учебные принадлежности); пылесос, стиральная машина,

компьютер, холодильник,… (электрические приборы/бытовая техника).

Используйте и другие слова.

3) названиями детёнышей животных

В этом задании важно, чтобы ребёнок умел правильно образовывать

существительные в единственном и множественном числе, т.к. очень часто

бывает, что дети правильно называют детенышей животных в единственном

числе и делают грамматические ошибки при образовании множественного

числа (напр.: «котёнки» - котята, «поросёнки» - поросята).

Назови детёныша/ детенышей.

У кошки (котенок, котята), у собаки (щенок, щенята), у лошади

(жеребенок, жеребята), у овцы (ягненок, ягнята), у коровы (теленок,

телята), у свиньи (поросенок, поросята), у тигра (тигренок, тигрята), у

льва (львенок, львята), у ежа (ежонок, ежата), у зайца (зайчонок, зайчата), у

белки (бельчонок, бельчата), у волка (волчонок, волчата), у лисы (лисенок,

лисята).У курицы (цыпленок, цыплята), у индюка (индюшонок, индюшата),

у утки (утенок, утята), у гуся (гусенок, гусята).

4) антонимами

(«Слова - наоборот»)

Скажи наоборот.

Толстая палка, а наоборот? (тонкая палка); длинная лента, а наоборот?

(короткая лента); острый карандаш, а наоборот? (тупой карандаш);

грустный мальчик, а наоборот? (весёлый мальчик); высокий дом, а наоборот?

(низкий дом); широкое полотенце, а наоборот? (узкое полотенце); грязные

руки, а наоборот? (чистые руки); старый человек, а наоборот? (молодой

человек).

Тонкая палка, а наоборот? (толстая палка); и т.д. с другими словами.

Используйте и другие предметы.

5) названиями профессий.

Назови профессию человека, который:

Стрижет волосы (парикмахер), убирает мусор (уборщица), шьет одежду

(портниха, швея), продает товар (продавец), прыгает с парашютом

(парашютист), разносит письма, газеты, журналы (почтальон), лечит людей

(врач), воспитывает детей (воспитатель), учит детей (учительница),

проводит экскурсии (экскурсовод), выдает книги (библиотекарь),

фотографирует детей (фотограф), чинит часы (часовщик), вставляет стекло

(стекольщик), дрессирует зверей (дрессировщик), получает деньги в магазине

(кассир), охраняет нашу границу (пограничник), штукатурит дом(штукатур),

чинит сапоги (сапожник), красит дом (маляр).

Что делает парикмахер (стрижёт волосы), и т.д. с другими

профессиями.

6) словами со сложной слоговой структурой.

Скажи слово по слогам, прохлопывая ладонями (прошагивая, стукая

подбородком по ладони - сколько раз стукнет – столько и слогов) каждый

слог.

Скажи слово полностью.

-1.Портфель, черепаха, кукуруза, крокодил, балалайка, радуга,

карандаши, барабан, молоток, милиционер, градусник, сумка, банка, сумка,

ведро, лампа, рюкзак, фартук, клубок, стакан, медведь, температура,

телевизор, аквариум, электричество, фотографироваться, стрекоза,

библиотека, регулировщик, велосипед, полотенце, сковорода, телевизор,

мотоцикл.

-2.Слесарь-инструментальщик, космонавт-исследователь, молодой

экскурсовод, строгий регулировщик.

-3.Лара забрала Рому домой.

Экскурсию проводил молодой экскурсовод.

На перекрестке стоит регулировщик.

7) предлогами.

Необходимо следить за окончаниями существительных и

ударениями, т.к. встречаются аграмматизмы («на столу» - на столе, «со

стола» - со стола).

Где лежит ручка? (На столе.)

Откуда я взяла ручку? (Со стола.)

Куда я ее положила? (Под стол.)

Откуда я ее достала? (Из-под стола.)

Куда я ее положила? (За стол.)

Откуда я ее достала? (Из-за стола.)

Где сейчас ручка? (Над столом, между книгами, около карандаша.)

И т. д. с другими предметами.

Нужно учить детей правильно образовывать:

1) притяжательные прилагательные.

(«Чей хвост? Чья морда/голова? Чьё ухо?»)

У кошки чья морда? (кошачья морда); чей хвост? (кошачий хвост); чьё

ухо? (кошачье ухо). У коровы чья морда? (коровья морда); чей хвост?

(коровий хвост); чьё ухо? (коровье ухо). У собаки чья морда? (собачья

морда); чей хвост? (собачий хвост); чьё ухо? (собачье ухо). У лошади чья

морда? (лошадиная морда); чей хвост? (лошадиный хвост); чьё ухо?

(лошадиное ухо). У волка чья морда? (волчья морда); чей хвост? (волчий

хвост); чьё ухо? (волчье ухо). У белки чья морда? (беличья морда); чей хвост?

(беличий хвост); чьё ухо? (беличье ухо). У лисы чья морда? (лисья морда); чей

хвост? (лисий хвост); чьё ухо? (лисье ухо). У зайца чья морда? (заячья

морда); чей хвост? (заячий хвост); чьё ухо? (заячье ухо). У медведя чья

морда? (медвежья морда); чей хвост? (медвежий хвост); чьё ухо? (медвежье

ухо). У льва чья морда? (львиная морда); чей хвост? (львиный хвост); чьё

ухо? (львиное ухо).

2) относительные прилагательные.

(«Образование слов-признаков от предметов»)

Шкаф сделан из дерева, значит он какой? (шкаф деревянный);

чемодан из кожи, значит он какой? (чемодан кожаный); кружка из

пластмассы, значит она какая? (кружка пластмассовая); ваза из стекла,

значит она какая? (ваза стеклянная); клещи из железа, значит они

какие? (клещи железные); варежки из шерсти, значит они какие?

(варежки шерстяные); кукла из бумаги, значит она какая? (кукла

бумажная);сок из овощей, значит он какой? (сок овощной); сок из

моркови, значит он какой? (сок морковный); сок из яблок, значит он

какой? (сок яблочный); сок из апельсинов? (апельсиновый); сок из

мандаринов? (мандариновый); сок из сливы? (сливовый); сок из вишни?

(вишнёвый); сок из малины? (малиновый); сок из клубники?

(клубничный); сок из бананов? (банановый).

3) слова во множественном числе

(«Один – много – нет чего?»)

Один лист – когда их много это? (листья) – нет чего? (листьев); один

глаз – когда их много это? (глаза) – нет чего? (глаз); одно ухо – когда их

много это? (уши) – нет чего? (ушей); одна рука – когда их много это? (руки) –

нет чего? (рук); одна нога – когда их много это? (ноги) – нет чего? (ног);один

стул – когда их много это? (стулья) – нет чего? (стульев); одно окно – когда

их много это? (окна) – нет чего? (окон); одно ведро – когда их много это?

(вёдра) – нет чего? (вёдер); один мост – когда их много это? (мосты) – нет

чего? (мостов); один утёнок – когда их много это? (утята) – нет кого?

(утят); один цыплёнок - когда их много это? (цыплята) – нет кого?

(цыплят). И т.д. с другими словами.

Предложенные задания можно выполнять с использованием

картинок, реальных предметов, игрушек, с помощью беседы.

Подготовила учитель- логопед Мария Александровна 

суббота, 27 января 2024 г.

Необходимость развития речевого дыхания


 Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. 

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

  1. Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний. 

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

  • неумение рационально использовать выдох;
  • речь на вдохе;
  • неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр. 

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

  • дутье через соломку в стакан с водой;
  • надувание воздушных шаров;
  • дутье на разноцветные вертушки;
  • игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Немое кино»

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Топор»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Зоопарк»

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

«Ворона»

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка - «мяу» и т. д.).

«В лесу»

Логопед ищет потерявшихся в лесу детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

«Задуй свечку»

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Накачать шину»

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Комарик»

Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

  1. Заключение.

 Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. 

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

Подготовила учитель- логопед Мария Александровна 

среда, 24 января 2024 г.

Речь родителей -образец для ребёнка


 Любой родитель хочет видеть своего ребенка успешным и уверенным в себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребенок. Четкая, грамотная речь пригодится в любой сфере деятельности. Очень большое значение для развития речи ребенка имеет речевая среда, в которой он растет. 

 

       Ребенок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родители, бабушки и дедушки должны постараться, чтобы их речь была образцом для малыша. Ведь ребенок изначально не знает, как нужно правильно говорить. Он обращает внимание на взрослых, прислушивается к их речи, старается копировать ее, постепенно приближаясь к образцу. 

 

Ошибки, которые допускают некоторые родители, общаясь с детьми:

 

✓ Есть такие родители - «молчуны», которые из-за своих индивидуальных особенностей совсем мало разговаривают между собой, почти не общаются с другими людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях запаздывает в своем развитии, поскольку у ребенка есть возможность подражать только молчанию. Молчать в таких условиях будет даже ребенок с нормально развитым речевым аппаратом. Ну, а если у ребенка имеются какие-нибудь нарушения в центральном или периферическом отделах речевого аппарата, то ему будет очень сложно начать говорить. Из этого нужно сделать вывод, что с ребенком и в его присутствии нужно разговаривать обязательно. С самых первых дней его жизни необходимо разговаривать с ребенком. Речь должна быть эмоциональной, ласковой, сопровождаться улыбкой. Эмоциональный контакт с ребенкомспособствует его полноценному развитию. 

 

✓ Часто мы наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков, говорят быстро, невыразительно, нечетко проговаривают окончания. Таким же образом они разговаривают с ребенком, отвечают на заданные ребенком вопросы. В этой ситуации ребенок также лишен полноценного образца для подражания. Это также может привести его к возникновению речевых проблем. Чтобы ребенок не перенял от вас подобную манеру речи, старайтесь в его присутствии говорить неторопливо, четко,  проговаривая окончания слов. 
✓ Иногда случается, что детей дошкольного возраста (а это период активного речевого развития) «отправляют» в деревню к бабушке. Как правило, бабушки больше обращают внимание на физическое здоровье детей, а их речевому развитию не уделяют достаточного внимания. В таких случаях речь ребенка к моменту поступления в школу часто оказывается недостаточно развитой. 

 

✓ Довольно часто взрослые, умиляясь и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т.е. воспроизводят все недочеты детской речи. Это также является одним из видов неблагоприятного воздействия на речь ребенка. Последствия такого поведения со стороны взрослых будут негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для совершенствования своей речи. Хотелось бы донести до родителей, насколько важно правильно разговаривать с ребенком. Ведь из-за того, что ребенок находится в условиях неблагоприятной речевой среды, дефекты речи могут появиться даже у детей с нормально развитым речевым аппаратом. Если у ребенка есть какие-нибудь отклонения в речевом аппарате, то последствия могут быть очень серьезными.

 

 

Дорогие родители! 

У вас есть одно очень важное преимущество по сравнению с самым квалифицированным специалистом-логопедом: вы находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени. В процессе повседневного общения вы можете много сделать для развития речи малыша: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним. Не забывайте о своих возможностях, и у вашего ребенка все будет хорошо.

Подготовила учитель-логопед Мария Александровна 


Советы для родителей будущего первоклассника

  Поступление в школу важный, знаменательный момент. Естественным желанием каждого из Вас является то, чтобы ребенок был сначала успешным уч...