среда, 31 мая 2023 г.

Игры на развитие лексико грамматического строя речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи

 «Игры на развитие лексико грамматического строя


 у  детей с тяжелыми нарушениями речи»

Одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи - это формирование лексико-грамматических навыков.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Дидактические игры на развитие  лексики

Игры и задания:

☘️ «Подбери картинку» (классификация предметов: овощи -  фрукты; одежда - обувь).

☘️ «Найди лишний предмет».

(объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).

☘️ «Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).

«Назови части»:

- рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

- дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми не только с тяжелыми нарушениями речи, но и с детьми общеразвивающих групп. Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.

Подготовила учитель-логопед Мария Александровна.

вторник, 30 мая 2023 г.

Игры в логопедической группе


  Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезной форме учения»

☀️Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

☀️В работе по развитию речи детей раннего возраста используются следующие формы совместной деятельности:

игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

игры на развитие мелкой моторики рук;

дидактические игры и упражнения;

бытовые и игровые ситуации;

Понятие и виды сюжетно-ролевых игр.

☀️Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

☀️Интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера, эмоций, личности в целом непосредственно зависят от речи.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке. Речь детей развивается в единстве с формированием его мышления. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. ☀️Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

☀️Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Следующий этап – отобразительная игра: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру.

Итак, в интересах речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста необходимо:

обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста

постепенно расширять и обновлять их социальные связи

предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активности речи

использовать в речевом развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста

-использовать игру как средство наибольшего развития речи детей, где сюжетно-ролевая игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка.

Сюжетно-ролевая игра и ее роль в формировании устной речи.

Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского “мнимая ситуация”.

Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

Образность произведений литературы и фольклора уже доступна пониманию малышей, поэтому их не удовлетворяет поведение сороки-белобоки, козы-дерезы, курочки-рябушечки и т.д.ставить и реализовать свои цели.

Учитель -логопед Мария Александровна

суббота, 27 мая 2023 г.

Обогащаем словарь дошкольника


 «Обогащаем словарь дошкольника»

Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.

Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).

В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

🔆Как развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);

уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);

активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);

устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

🔆Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);

рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;

показа фильмов и последующего обсуждения;

чтения художественных произведений;

дидактических игр, словесно-логических упражнений.

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

🔆Игры и упражнения для развития словаря.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красиво

среда, 24 мая 2023 г.

Правило выполнения артикуляционной гимнастики

«Правило выполнения артикуляционной гимнастики»


Подготовить  артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;

быстрее преодолеть речевые дефекты;

привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.

Виды артикуляционных упражнений и правила их проведения дома.

Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:

заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;

все упражнения проводятся перед зеркалом;

все упражнения проводятся в виде игры;

сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;

для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. 

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

Организация проведения артикуляционной Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками

🌸 «Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

🌸 «Поющая бутылочка»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. Следите за тем, чтобы не надувались щёки.

🌸 Свеча»

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

🌸Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

🌸Сладкая зарядка»

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными.

Подготовила учитель-логопед Мария Александровна

Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста


 «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста».

Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков; развитие навыков звукового анализа и синтеза.

К фонематическим процессам относят:

-  фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем, на его основе формируется фонематическое восприятие;

-  фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем;

-  фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных фонем;

-  фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое;

-   фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.  На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Для улучшения произносительной стороны речи у детей очень важен образец речи воспитателя.

Например, уточняя и закрепляя правильное произношение детьми отдельных звуков, он использует прием интонационного выделения их голосом, то есть произносит определенный звук в словах немного громче, протяжнее: з-з-зайка, коз-з-за (при закреплении звука [з]), и предлагает малышам затем повторить эти слова так же.

Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые дети, особенно первой младшей группы, говорят очень тихо, чуть слышно (особенно на занятиях), другие — крикливо. Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов. Воспитатель обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко) и в различном темпе (быстро, умеренно, медленно), предлагает говорить и отвечать на вопросы достаточно громко, неторопливо. Он учит детей различать на слух, как громко и с какой скоростью говорят окружающие и они сами. В данном случае тоже очень большое значение имеет образец речи воспитателя, громкое или тихое, быстрое или медленное произнесение им отдельных слов или фраз и последующее воспроизведение их детьми с заданной громкостью или в определенном темпе.

Подготовила учитель-логопед Мария Александровна

вторник, 23 мая 2023 г.

Игры на развитие лексико -грамматического строя речи у детей

 Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у  детей с тяжелыми нарушениями речи»

Одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи - это формирование лексико-грамматических навыков.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Дидактические игры на развитие  лексики

Игры и задания:

☘️ «Подбери картинку» (классификация предметов: овощи -  фрукты; одежда - обувь).

☘️ «Найди лишний предмет».

(объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).

☘️ «Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).

«Назови части»:

- рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

- дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми не только с тяжелыми нарушениями речи, но и с детьми общеразвивающих групп. Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.

Подготовила учитель-логопед Мария Александровна.


Советы для родителей будущего первоклассника

  Поступление в школу важный, знаменательный момент. Естественным желанием каждого из Вас является то, чтобы ребенок был сначала успешным уч...