понедельник, 30 октября 2023 г.

Что нужно знать о навыках в письме


 При поступлении в первый класс требований к навыкам и умениям дошкольников в современных школах все больше. Каждый родитель без исключения желает, чтобы его ребенок с легкостью учился, и с интересом посещал учебное заведение. 

Перед тем как начинать занятия по письму, стоит обратить внимание на подготовку руки к письму и на развитие мелкой моторики пальцев, а так же на укрепление мышц рук.

Развитие моторики рук перед обучением письму занимает огромное значение. Хорошая моторика рук позволяет ребёнку быстро овладеть письменностью, и он без труда справляется и выводит красивые буквы в тетради. Развивать руку малыша желательно уже с 3 лет предлагая ему заниматься с красками, карандашами и фломастерами. При помощи этих занятий рука постепенно настроится на письмо.

Виды занятий содействующие подготовке руки к письму:
1. Лепка (глина, пластилин, тесто). 
2. Рисование пальцами (по манке, муке, крупе).
3. Игры в мозаику.
4. Сборка конструктора с мелкими деталями.
5. Различные шнуровки.
6. Игры с прищепками, пуговицами, крупами.
7. Вырезание ножницами. 
8. Складывание из листа бумаги (оригами).
9. Занятия с резиновыми игрушками, которые можно сжать.

Как видите специальных, особенных занятий проводить с ребенком не надо. Надо просто играть. Играть в мозаику, лего, пальчиковый театр, лепить, клеить, резать, сгибать, собирать и прочие. Занимайтесь этим регулярно по 10 -20 минут в день, можно и дольше, если видите, что у ребенка есть интерес.
Беря на вооружение и соблюдая эти рекомендации можно не только улучшить моторику рук, а так же развить мышление, внимательность и физическую силу.

Упражнения для укрепления руки.
Графические упражнения по типу: соедини точки, обведи изображение, заштрихуй фигуру и т.п. Эти письменные упражнения разрабатывают мышцы рук, а так же формируют двигательные навыки, и помогают правильному расположению пальцев при написании букв, и готовят руку для безотрывного письма.

Упражнения для формирования четкости линий.
Данные задания помогают ребенку научиться копировать, проводить прямые и волнистые линии, научат рисовать, штриховать. Благодарят таким упражнениям, ребенок научится соблюдать размер и наклон, так же расположение на строке. 

Занятия с прозрачными страницами, обводилки и лабиринты.
Перенесение изображения через прозрачную страничку развивают навыки для формирования красивого почерка, а так же помогут научиться рисовать, писать и выучить буквы. Обводилки помогают развитию графомоторных навыков и гармоничному развитию ребенка. А лабиринты позволят сформировать концентрацию внимания.

вторник, 10 октября 2023 г.

Развитие правильной речи в семье



С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать, к тому же педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому создаются новые программы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения в школе.


Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.


В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но с достаточными


знаниями . Об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, о красоте и безобразии, о добре и зле,


о правде и лжи и т. д. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.


Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов названий и слов понятий, суженные или неправомерно широкие понятия) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий.


Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе и, прежде всего, для овладения грамотой и счётом является развитие устной речи. Необходимые её качества: чистое произношение всех звуков родного языка, внятное произношение слов, умение отвечать на вопросы взрослых, пересказывать сказки, рассказы, прочитанные взрослыми, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, связно, последовательно рассказывать о своих играх, прогулках.


Родители должны в разговоре с детьми употреблять некоторые трудные слова типа «аквариум», «тротуар». Родители следят за речью ребёнка, поправляют его в случае необходимости. Правильная речь во многом зависит от речи окружающих взрослых, чтения детской художественной литературы.


Способность произвольного запоминания, столь необходимая в обучении, развивается заучиванием стихотворений (с голоса взрослых). Ребёнок до прихода в школу должен знать на память и выразительно читать 10-15 небольших стихотворений, например: «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова, «Зима» А.С. Пушкина, «В гостях у Ленина» Н. Саконской, «Ноябрь» С.Я. Маршака, «С новым годом» Е. Трутнева, «Весна» И. Токмаковой, басни И.А. Крылова.


Отгадывание загадок развивает у детей сообразительность, умение быстро отвечать действием и словом на разнообразные вопросы.


В дошкольном детстве ребёнок усваивает разговорную форму речи, а также устную речь. К 6-7 годам его речь развита уже хорошо.


Дефекты произношения групп звуков встречаются редко, но бывают случаи неправильного произношения отдельных звуков. Но и в том случае, если в речи ребёнка нет нарушения произношения звуков и слов - звуковой культуре речи необходимо по-прежнему уделять внимание. Именно теперь большое значение приобретает работа над темпом речи, дикцией и интонационной выразительностью.


Богатейший материал дадут вам потешки, скороговорки, пословицы, поговорки. Сначала взрослый чётко и выразительно произносит скороговорку. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Ребёнок её повторяет. Для упражнения в изменении силы голоса скороговорка произносится громко - тихо или шёпотом, шёпотом - громче - громко. Для развития темпа речи скороговорка произносится быстро - умеренно или замедленно.


Чтобы дети усваивали различные интонации (повествование, вопрос, восклицание), можно проводить с ними различные упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах. Взрослый предлагает ребёнку ответить на его вопросы, но так, чтобы голосом выделить нужное слово.


Ты куда завтра идёшь?


Я завтра иду в кино.


Ты когда идёшь в кино?


Я завтра иду в кино. И т. д.


Специальные упражнения заставляют ребёнка осознавать эти интонации. А ведь это необходимое условие выразительного пересказывания литературных произведений, чтения стихов.


Взрослый должен ставить перед ребёнком задачу, чтобы он знал, чему учится. Например, задание «Запомни стихотворение, прочитай его правильно, красиво» побуждает ребёнка запомнить не только текст стихотворения, но и добиться, чтобы оно звучало выразительно.


Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли не самые распространённые в этом возрасте. Например, вместо нулевых окончаний в словах сапог, девочек, берёзок и т. д. говорят сапогов, девочков, берёзков.


Как добиваться грамматической правильности речи? Надо, чтобы ребёнок сам осознал правильность той формы, которую он употребил. Например, показывается картинка с изображением одного лисёнка. Ребёнок говорит «лисёнок». На следующей картинке - два лисёнка, затем много лисят и т.д. Такие упражнения хорошо проводить играя. Ребёнок начинает осознавать свои ошибки и уже не говорит лисёнков, медвежонки и т.д. Можно провести игру «Один и много». Один лисёнок - много ..., лев -львёнок и т.д.


Можно попросить ребёнка посчитать овощи, фрукты, предметы, или провести игру «Чего не стало?» Не стало яблок, груш, слив и т.д.


Распространённой ошибкой у дошкольников является неправильное согласование существительных и прилагательных среднего рода. Для упражнения в правильном употреблении рода существительных подбираются различные картинки. Взрослый задаёт вопросы:


«Это что?» - «Ведро» - «Какое оно?» - «Голубое». «А это что?» - «Вёдра» - «Какие?» - «Голубые». «На картинке много чего?» - «Голубых вёдер».


В отношении глаголов наиболее частой ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более лёгкой для ребёнка. Например, все дети в определённом возрасте говорят вставаю, лизаю, жеваю и т.д.


Встречаются трудности, когда начинают изменять имена существительные по падежам. Ну, на самом деле, почему столы - столов, а стулья уже стульев. «Возьмём все стулья и сделаем поезд».


Делаются ошибки и в родовых окончаниях имён существительных: лошадиха (лошадь), лошадёнок (жеребёнок), овец (баран). Типичные ошибки, которые дети делают в употреблении сравнительной степени прилагательных: «Мне близко до садика идти», «Нет, мне блезее», «Какое платье хорошее!», «А моё хорошее» и т.д.


Когда ошибки в речи ребёнка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребёнка. Те же ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно поправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребёнка очень надолго останется неправильной.


Нельзя смеяться над ребёнком или дразнить его, не следует также пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии ребятишек. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых и начинают коверкать слова уже умышленно. Самое лучшее - спокойно поправить ребёнка, не делая из ошибки остроты, или повода для обиды.


Некоторые родители относятся отрицательно к склонности детей рассказывать различные истории и сказки, считая, что это излишне развивает фантазию. Но ребёнок нуждается в этом. Если он мало рассказывает, его нужно вызвать на такие рассказы, попросить почитать или рассказать сказку и выслушать её внимательно. Иногда следует подсказать какую-то деталь или задать несколько вопросов. Рассказывая сказку, ребёнок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то новое, своё. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума.


Очень важно следить за тем, чтобы все произносимые взрослыми звуки были чёткими, а ритм речи не слишком быстрый, ведь мать и отец не просто говорят - они дают детям материал для подражания. Когда вы разговариваете с ребёнком, не говорите зря. Когда очень много говорят с ребёнком, он устаёт от этого и уже не слушает. Речь взрослого в таком случае становится чем-то вроде звуков постоянно включённого радио - их уже не замечают.


Это относится и к более старшим детям. Так мама напоминает своему сыну-первокласснику: «Сейчас 2 часа, в 3 надо садиться за уроки, а пока поиграй». Через несколько минут мама замечает, что сын очень увлёкся своим конструктором, и забеспокоилась: «Ну вот, тебя потом не оторвёшь, а тебе скоро за уроки браться». На протяжении часа мать несколько раз заговаривала о том, что «скоро надо за уроки браться», а когда она объявила, что уже пора, сын не обратил на её слова никакого внимания. Поэтому не тратьте слов напрасно, говорите ребёнку только то, что нужно и когда нужно.


Информация, которая даётся детям, не всегда должна даваться в готовом виде. Нужно, чтобы ребёнок попытался сам догадаться кое о чём, а для этого необходимо задавать ему наводящие вопросы. Активность ребёнка -основное условие его полноценного развития.


На любой стадии развития речи ребёнок нуждается во внимании и помощи взрослых. Созревание мыслительной речевой деятельности ребёнка, переход к более высоким её уровням в большей мере определяется тем, о чём и как мы говорим с ним. Речь - это не дар свыше, это результат большого совместного труда родителей, воспитателей, а также труда самого ребёнка.


Развитие речи ребёнка нельзя пускать на самотёк, так как слабо развитая речь помимо всего прочего лишает ребёнка многих человеческих радостей - радости от умения чётко и грамотно ответить на уроке, радости оттого, что может выразить то, о чём хочется сказать, радости от счастливо найденного слова.

понедельник, 9 октября 2023 г.

Обогащаем словарь дошкольника


 Старший дошкольный возраст – очень важный

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.


Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.


Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.


Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).


В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.


Как развивать словарь ребенка?


Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:


обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);


уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);


активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);


устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).


Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.


Стимулируйте развитие словаря посредством:


наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);


рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;


показа фильмов и последующего обсуждения;


чтения художественных произведений;


дидактических игр, словесно-логических упражнений.


Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.


Игры и упражнения для развития словаря.


В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.


Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красиво.


Подготовила учитель-логопед Мария Александровна


воскресенье, 8 октября 2023 г.

Артикуляционная гимнастика в домашних условиях


 Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;

быстрее преодолеть речевые дефекты;

привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.

Виды артикуляционных упражнений и правила их проведения дома.

Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:

заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;

все упражнения проводятся перед зеркалом;

все упражнения проводятся в виде игры;

сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;

для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. 

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

Организация проведения артикуляционной Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками

🌸 «Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

🌸 «Поющая бутылочка»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. Следите за тем, чтобы не надувались щёки.

🌸 Свеча»

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

🌸Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

🌸Сладкая зарядка»

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными.

пятница, 6 октября 2023 г.

Как привлечь любовь и интерес к книгам

 


 Самым заметным нарушением для родителей является само звукопроизношение их детей. Но они совершенно забывают о таких важных сторонах речи как фонематическое восприятие, состояние словаря ребенка, развитие фразовой и связной речи.


⭐️Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас.Однако не все дети имеют одинаковый уровень развития: ведь наши дети такие разные, и поэтому совершено естественно, что у некоторых из них не все идет так, как бы этого хотелось.


⭐️Играя на занятиях с детьми, мы даем им все те знания, которые ребенку необходимы. Но в виду индивидуальных способностей каждого ребенка, не все дети получают знания в полном объеме. Единого для развития всех детей рецепта нет: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать


Какова же роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей?


⭐️При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем.  Поэтому в первую очередь - необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть своё нарушение: не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.


Проблема оказания помощи ребёнку совсем не простая. Но главное знать, что все трудности преодолимы. У ребёнка необходимо формировать волевое усилие к занятиям. Вначале будет трудно, но потом при систематических занятиях ребёнок сам будет просить позаниматься с ним.Для того, чтобы Ваша работа с ребёнком была более эффективной, она должна быть систематической, а лучше ежедневной. ⭐️Коррекция звукопроизношения - это труд, в первую очередь труд самого ребенка. Поддержка родителей в этот период очень важна.


⭐️Помните! Никакие  воспитатели и учителя-дефектологи не добьются быстрых результатов без эффективной и умелой помощи родителей.


Учитель -логопед Мария Александровна.


четверг, 5 октября 2023 г.

Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста

 Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков; развитие навыков звукового анализа и синтеза.

К фонематическим процессам относят:

-  фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем, на его основе формируется фонематическое восприятие;

-  фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем;

-  фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных фонем;

-  фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое;

-   фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.  На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Для улучшения произносительной стороны речи у детей очень важен образец речи воспитателя.

Например, уточняя и закрепляя правильное произношение детьми отдельных звуков, он использует прием интонационного выделения их голосом, то есть произносит определенный звук в словах немного громче, протяжнее: з-з-зайка, коз-з-за (при закреплении звука [з]), и предлагает малышам затем повторить эти слова так же.

Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые дети, особенно первой младшей группы, говорят очень тихо, чуть слышно (особенно на занятиях), другие — крикливо. Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов. Воспитатель обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко) и в различном темпе (быстро, умеренно, медленно), предлагает говорить и отвечать на вопросы достаточно громко, неторопливо. Он учит детей различать на слух, как громко и с какой скоростью говорят окружающие и они сами. В данном случае тоже очень большое значение имеет образец речи воспитателя, громкое или тихое, быстрое или медленное произнесение им отдельных слов или фраз и последующее воспроизведение их детьми с заданной громкостью или в определенном темпе.

Подготовила учитель-логопед Мария Александровна


среда, 4 октября 2023 г.

Автоматизация поставленных звуков


  В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя. Постановкой звука занимается логопед. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (этап дифференциации) нового звука и того, который выступал в качестве субститута.  

Таким образом, после того, как логопед научил ребенка произносить звук,  необходим контроль со стороны взрослых. Так как ребенок больше времени проводит в детском саду, очень важна роль воспитателя в процессе автоматизации нового звука в речи. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребѐнка негативной реакции. Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной деятельности. И не забывайте 

Игра "Найди нужное слово"

Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ", если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

 Игра "Что я загадал?"

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.

Учитель-логопед Мария Александровна


понедельник, 2 октября 2023 г.

Правило выполнения артикуляционной гимнастики


 Подготовить  артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;

быстрее преодолеть речевые дефекты;


привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.


Виды артикуляционных упражнений и правила их проведения дома.


Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:


заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;


все упражнения проводятся перед зеркалом;


все упражнения проводятся в виде игры;


сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;


для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.


Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.


Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. 


Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.


Организация проведения артикуляционной Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.


Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками


🌸 «Воздушный футбол»


Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).


🌸 «Поющая бутылочка»


Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. Следите за тем, чтобы не надувались щёки.


🌸 Свеча»


Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.


🌸Фокус»


Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.


🌸Сладкая зарядка»


Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.


Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.


Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.


Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.


В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными.


Подготовила учитель-логопед Мария Александровна

воскресенье, 1 октября 2023 г.

Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста


 «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста».

Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков; развитие навыков звукового анализа и синтеза.

К фонематическим процессам относят:

-  фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем, на его основе формируется фонематическое восприятие;

-  фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем;

-  фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных фонем;

-  фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое;

-   фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.  На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Для улучшения произносительной стороны речи у детей очень важен образец речи воспитателя.

Например, уточняя и закрепляя правильное произношение детьми отдельных звуков, он использует прием интонационного выделения их голосом, то есть произносит определенный звук в словах немного громче, протяжнее: з-з-зайка, коз-з-за (при закреплении звука [з]), и предлагает малышам затем повторить эти слова так же.

Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые дети, особенно первой младшей группы, говорят очень тихо, чуть слышно (особенно на занятиях), другие — крикливо. Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов. Воспитатель обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко) и в различном темпе (быстро, умеренно, медленно), предлагает говорить и отвечать на вопросы достаточно громко, неторопливо. Он учит детей различать на слух, как громко и с какой скоростью говорят окружающие и они сами. В данном случае тоже очень большое значение имеет образец речи воспитателя, громкое или тихое, быстрое или медленное произнесение им отдельных слов или фраз и последующее воспроизведение их детьми с заданной громкостью или в определенном темпе.

Подготовила учитель-логопед Мария Александровна

Советы для родителей будущего первоклассника

  Поступление в школу важный, знаменательный момент. Естественным желанием каждого из Вас является то, чтобы ребенок был сначала успешным уч...