«Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста».
Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков; развитие навыков звукового анализа и синтеза.
К фонематическим процессам относят:
- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем, на его основе формируется фонематическое восприятие;
- фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем;
- фонематический анализ — мысленный процесс выделения отдельных фонем;
- фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое;
- фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
IV этап — дифференциация слогов.
V этап — дифференциация фонем.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Для улучшения произносительной стороны речи у детей очень важен образец речи воспитателя.
Например, уточняя и закрепляя правильное произношение детьми отдельных звуков, он использует прием интонационного выделения их голосом, то есть произносит определенный звук в словах немного громче, протяжнее: з-з-зайка, коз-з-за (при закреплении звука [з]), и предлагает малышам затем повторить эти слова так же.
Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые дети, особенно первой младшей группы, говорят очень тихо, чуть слышно (особенно на занятиях), другие — крикливо. Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов. Воспитатель обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко) и в различном темпе (быстро, умеренно, медленно), предлагает говорить и отвечать на вопросы достаточно громко, неторопливо. Он учит детей различать на слух, как громко и с какой скоростью говорят окружающие и они сами. В данном случае тоже очень большое значение имеет образец речи воспитателя, громкое или тихое, быстрое или медленное произнесение им отдельных слов или фраз и последующее воспроизведение их детьми с заданной громкостью или в определенном темпе.
Подготовила учитель-логопед Мария Александровна