воскресенье, 12 мая 2024 г.

Советы для родителей будущего первоклассника

 Поступление в школу важный, знаменательный момент. Естественным желанием каждого из Вас является то, чтобы ребенок был сначала успешным учеником, а затем смог найти свое место в жизни. Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей Вашего ребенка. Безусловно, вы хотите помочь своему будущему школьнику преодолеть трудности в обучении, общении. 


  1. Готовность ребенка к школьному обучению.

Готовность к школе охватывает в себя два компонента: интеллектуальная готовность и психологическая. 

  • интеллектуальная готовность

Это конкретные предметные умения: умение читать, писать, считать, эрудиция и т.п. Однако многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое. 

  • психологическая готовность

К школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). В первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учителем.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

  1. мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
  2. определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
  3. определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
  4. хорошее развитие фонематического слуха;
  5. элементарная самостоятельность в организации учебного пространства;
  6. понимание понятия «субординация» (без введения термина);
  7. развитие элементарных коммуникативных навыков.

  1. На что обратить внимание перед поступление в первый класс?

Обучение чтению и письму – важнейшая задача обучения в первом классе. Успешное овладение первоклассника этими навыками служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения.

Первой и главнейшей предпосылкой овладения письмом, формируемой задолго до начала школьного обучения ребенка, является сформированность устной речи, произвольное владение ею, способность к речевому анализу и синтезу.

Дефектное произношение ребенком отдельных звуков или их групп, замена в устной речи одних звуков другими, искажение слоговой структуры слова, неправильное использование грамматических форм, бедность словаря должны привлечь внимание и послужить поводом для немедленного обращения к логопеду. Если нарушения устной речи не будут вовремя выявлены и исправлены, то это может в дальнейшем не только затруднить общение ребенка с окружающими, но и оказаться серьезным препятствием к овладению грамотой. Напоминаю, что уже к 6 годам ребенок должен правильно произносить все звуки.

Но отсутствие нарушений произношения – еще не гарантия того, что у ребенка достаточно хорошо сформирован фонематический слух (способность различать, распознавать звуки речи). Первоклассник должен уметь подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания слогов типа: ба-па-па, та-да-та, кот-год-кот и т.п.

Для успешного обучения в школе, необходимо целенаправленно развивать пассивный и активный словари. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: названия времен года, их признаки, названия месяцев, дней недели. Первоклассник доложен уметь обобщать («Назови одним словом»), классифицировать («Распредели на группы»), выделять лишнее.

Также следует обратить внимание на умение образовывать новое слово (дождь-дождик), изменять слово (стул - стулья), согласовывать части речи (голубое небо). Ребенок должен правильно использовать в своей речи предлоги.

Учите будущего школьника рассуждать, развернуто отвечать на вопросы, пересказывать текст, составлять рассказ по сюжетной картинке.

Если малыш уже владеет элементарными навыками чтения, следите, чтобы чтение было плавным, а понимание почитанного – достаточным.

Очень важно, чтобы у будущего школьника была достаточно развита мелкая моторика. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п. Игры можно организовывать в любое время (на кухне с крупами, в ванной с прищепками т.д.).

Следует обратить внимание на развитие пространственных представлений: безошибочно определять правую и левую стороны; размещать картинки по заданию справа(слева), в правом нижнем углу, в левом верхнем углу листа бумаги и т.д.

И, конечно, самое главное при поступлении в первый класс – желание учиться, узнавать новое.

  1. Заключение.

Волнение родителей будущих первоклассников объяснимо. Всем нам хорошо известно, что успешное обучение в начальной школе – залог успешного обучения в старших классах. Начальная школа закладывает фундамент знаний, на основе которого «строится» дальнейшее обучение.

Желаю вам, уважаемые родители, запастись терпением, вспомнить себя, когда вы первый раз должны были пойти в школу. Помогите вашему ребенку сделать свой первый шаг в новую жизнь. Пусть школьная жизнь станет для вас и вашего ребенка самым радостным, самым светлым событием в жизни!

Подготовила учитель -логопед Мария Александровна 

пятница, 10 мая 2024 г.

Воспитываем у ребенка навыки правильного звукопроизношения


 О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый

родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар,

она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и

многих других людей, в окружении которых ребёнок растёт и развивается.

Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность

своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают

нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со

сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на

формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех

заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие

Для детей дошкольный возраст - это время энергичного развития

речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь

характеризуется правильным произношением звуков.

Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка.

Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не

подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие

искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к

овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его

недостатки. Произносите всегда все слова чётко и правильно.

Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на

выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения,

развития слухового внимания и фонематического восприятия.

Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит

колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит

кукушка - ку-ку и т. п.).

Для развития диалогической и монологической речи хорошо

использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения,

указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в

развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые

игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин»,

«Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх

самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.

Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка,

используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными.

Основными словесными методами являются – беседа, рассказ, чтение. Всё

это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на прогулках. Куда

бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг

вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и

приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность,

мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с

детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через

игру.

Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память,

внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.

3 Артикуляционная гимнастика.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие

и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы

состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит,

что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует

артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и

подготовить базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при

постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков

должен заниматься только логопед.

Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт

комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей

и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной

комплекс артикуляционной гимнастики.

При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать

определённую последовательность:

·

от простого упражнения к сложному;

·

выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед

зеркалом;

·

постепенное увеличение количества повторений до 10–15 раз;

·

ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало;

·

артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый,

для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились

более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной

моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом,

так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и

ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения

с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный

образец, показанный взрослым.

Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый.

Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость

наиболее важных положений губ и языка.

Упражнения выполняются ребёнком поэтапно: он улыбается,

показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка к бугоркам,

произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку,

приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую струю

на ладошку.

Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это даёт

возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним

данное движение.

Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных

упражнений — это трудная работа для ребёнка.


4 Заключение 

Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только

ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своегоребенка.

 Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышууверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным

звукопроизношением.

воскресенье, 5 мая 2024 г.

Нетрадиционные формы коррекции речевых Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений


 Нетрадиционные формы воздействия в работе логопедов на сегодня становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные формы терапии, не требуя особых усилий, стимулируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, это помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее.
На сегодня форм нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но остановимся на тех, которые являются наиболее доступными, целесообразными и эффективными.

ФИТОТЕРАПИЯ - лечение с помощью лекарственных растений.

Считается эффективным лечебным и профилактическим средством при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения нервозности, восстановления мышечного тонуса.

АРОМАТЕРАПИЯ.

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают.

О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции.

ХРОМОТЕРАПИЯ – наука, изучающая свойства цвета.

Цвету издавна приписывается мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств (90 % информации человек получает посредством органов зрения).

Известно, что:

- синий цвет - оказывает успокаивающее действие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли;

- голубой цвет - оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения;

- фиолетовый цвет - оказывает угнетающее действие на психику, снижает настроение;

- красный цвет - активизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы;

- зеленый цвет - успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей при лечении воспалений, а также при ослабленном зрении.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.

Игры с песком представляют собой отличный вариант развлечений с обучающим эффектом.

В психологии еще в 30-х годах прошлого столетия появилось новое направление – песочная терапия и песок приобрел статус терапевтического материала. Песок – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь», как вода, и напоминает о времени (им наполняли стеклянные колбы песочных часов, приятно также пересыпать из руки в руку песок - это успокаивающее, медитативное занятие).

Влажный песок тоже обладает интересными свойствами. В отличие от сухого, у него есть «память» - способность сохранять следы, отпечатки, на нем можно рисовать, ему можно придавать желаемую форму. Эти достоинства песка позволили ему занять достойное место в кабинетах психотерапевтов.

Для песочной терапии используется песочница – длина 50 см, ширина – 70 см, глубина- 10-15 см. Окрашивается в голубой цвет, вставные доски могут менять цвет ящика, голубое блюдце внутри может служить озером, желтое - островом.

Предметы, которые могут использоваться:

- металлические, деревянные, пластиковые, стеклянные и природные (камни, перья, засушенные растения).

- люди: взрослые, дети, сказочные герои;

- наземные животные: дикие, домашние, доисторические, сказочные;

- водные обитатели, дома, растения, транспорт, мосты, дорожные знаки, цифры, буквы, геометрические фигуры.

 

Перед играми в песке надо обговорить с детьми ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ:

- не разбрасывать песок;

- не ссориться из-за игрушек;

- уметь договариваться между собой;

- занимать свободную сторону ящика;

- стряхивать песок только над песочницей;

- порядок наводить вместе.

На занятия с песком оптимально брать 2 - 3 человека.

 

В песочной терапии можно решать коррекционные задачи по следующим разделам:

1. Чувствительные ладошки - развитие тактильных ощущений;

2. Ловкие пальчики - развитие мелкой моторики;

3. Сенсорные игры - развитие сенсорных способностей;

4. Умные ушки - развитие фонематического слуха и коррекция звукопроизношения;

5. Бродилки - развитие пространственных способностей;

6. Говорю правильно - развитие грамматического строя речи;

7. Грамотейка - игры с буквами - обучение грамоте;

8. Сказочные истории - игры-истории, предполагающие продолжение - развитие связной речи.

 

1. Чувствительные ладошки и 2. Ловкие пальчики:

- отпечатки рук, пальчиков;

- скользить ребром ладони, «ходить», «бегать» пальчиками;

- нарисовать пальчиками узор, солнце и т.д.

- откопать игрушку.

 

3. Сенсорные игры:

- «Цветные заборчики» - построить заборчик из счетных палочек или колпачков от фломастеров только определенного цвета;

- «Найди по описанию» - найти в песке самый большой зеленый треугольник, самый маленький круг и т.д.

 

4. Умные ушки:

- «Будь внимателен» - выбрать из песка только те игрушки, в названии которых есть заданный звук, на определение заданного звука в названии игрушек (отбери игрушки, где звук Р в середине слова);

- «Назови правильно» - автоматизация поставленных звуков - ребенок берет из песка игрушку и правильно произносит слова.

 

5. Бродилки:

- «Клад» - ребенок ищет в песке игрушку, следуя подсказкам педагога;

- «Секретик» - используется сетка для раковины. Ребенок ищет спрятанную игрушку по принципу игры «Электронная муха».

 

6. Говорю правильно:

- игры «Назови ласково», «1-2-5» - с использованием мелких игрушек именно по лексическим темам – решаем задачи не только по грамматике, но и по обогащению словаря.

 

7. Грамотейка:

- игры с буквами - узнай на ощупь, нарисовать на мокром песке, вылепить из песка, выложить из палочек на песке, составить слоги, слова.

- задания с фишками - выложить схемы слогов, слов из пробок.

Как вариант вместо песка может использоваться и крупа. 

Подготовила учитель -логопед Мария Александровна 

среда, 1 мая 2024 г.

Необходимость развития речевого дыхания


 Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

·         неумение рационально использовать выдох;

·         речь на вдохе;

·         неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

·         не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

·         температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

·         одежда не должна стеснять движений;

·         не заниматься сразу после приема пищи;

·         не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

·         дутье через соломку в стакан с водой;

·         надувание воздушных шаров;

·         дутье на разноцветные вертушки;

·         игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;

·         пускание мыльных пузырей;

·         дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Немое кино»

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Топор»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Зоопарк»

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

«Ворона»

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка - «мяу» и т. д.).

«В лесу»

Логопед ищет потерявшихся в лесу детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

«Задуй свечку»

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Накачать шину»

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Комарик»

Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

Заключение.

 Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.


Советы для родителей будущего первоклассника

  Поступление в школу важный, знаменательный момент. Естественным желанием каждого из Вас является то, чтобы ребенок был сначала успешным уч...