четверг, 14 декабря 2023 г.

Автоматизация поставленных звуков


  Если ваш ребенок занимается у логопеда, то очень часто встречается такая проблема как «кабинетная речь». На занятиях у логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

Автоматизация звука – это введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, спонтанную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.


 У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.


Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);


автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);


автоматизация звука в предложениях;


автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;


автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;


автоматизация звука в разговорной речи.


Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.


Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так.

Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач – «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

А пока вы придумываете свои игры, предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове. Этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах должен проходить под контролем логопеда.

«Загадки».

 Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»


 Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.


 «Что изменилось?»


 Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.


«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.


 Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» - потому что неживая, затем «ворону» - потому что птица, потом «корову» - потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.


«Слова вокруг нас».


 Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук «Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком «С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в школу, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.


 Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

 «Найди ошибку».


 Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц.


В различных источниках вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результата .

Подготовила учитель-логопед Мария Александровна 


среда, 13 декабря 2023 г.

Упражнения для развития речевого дыхания

  🎈«Загнать мяч в ворота».

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

🎈«Подуть через трубочку».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

🎈«Кто дальше загонит мяч».

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

 🎈 «Сдуть снежинку».

Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

🎈 «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.
Подготовила учитель-логопед Мария Александровна 

воскресенье, 10 декабря 2023 г.

Игры на развитие грамматического строя речи


 Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. У детей с общим недоразвитием речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения. В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью.

Для развития грамматического строя речи можно использовать дидактические игры.
• «Один-много» (работаем над образованием множественного числа существительного)
Взрослый говорит: «У меня собака», а ребѐнок должен сказать: «А у меня собаки». Взрослый: «У меня чашка», ребѐнок: «У меня чашки» и т.д.
• «Кого увидели?» (учим использовать существительные в винительном падеже)
Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели...». Взрослый поочерѐдно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребѐнок называет: зайца, медведя, белку, лису.
Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели... огурцы, лук, свѐклу и т.д.»
• «Кого (чего) не стало?» (учим употреблению существительных в родительном падеже)

Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребѐнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память.
«Гости» (учим употреблению существительных в дательном падеже)
Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребѐнок заканчивает его: «Белка идѐт в гости ... к зайцу. Жираф идѐт в гости ... к зебре» и т. д.
• «Большой зверь» (работаем над словообразованием).
Взрослый говорит: «Это кот (слон и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы его назовѐм?» Ребѐнок: «Котище (слонище и т. д.).
• «Кто у кого?» (образовываем название детѐнышей с помощью суффиксов.)
Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т.д.) кто?» Малыш отвечает: «У козы козлѐнок» (утѐнок, волчонок, бельчонок и т.д.).
• «Из чего сделано?» (образовываем относительные прилагательные)
Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребѐнок отвечает: «Деревянный».
Задаѐм много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи –
какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т.д.
• «Чьѐ это?» (образовываем притяжательные прилагательные)
Задаѐм следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребѐнок отвечает: «Птичий».
Можно ещѐ спросить, например: чья лапа у собаки – собачья,
чьи крылья у птицы – птичьи, чей хвост у волка – волчий и т.д.
Поиграйте в эти несложные игры с ребѐнком. Поверьте, что как бы усердно не работал специалист, без участия родителей, без закрепления материала дома, работа над устранением речевых недостатков будет более длительной.
Подготовила учитель-логопед Мария Александровна 

четверг, 7 декабря 2023 г.

Чем занять ребёнка в выходные дни

 В течение дня нужно с ребёнком прочитать одну книжку. Не обязательно читать её всю, читайте пока у ребёнка сохраняется интерес. Даже если вы почитали всего пять минут – это уже очень много. Пусть недолго, немножечко, только чтобы у ребёнка появился интерес, чтобы красивые слова и  картинка в памяти остались. Тогда и завтра ребёнку захочется ещё почитать – потому что это будет то, что запомнилось приятным. Вообще, всё, что вы делаете с ребёнком должно ассоциироваться у него с радостью, тогда и детство будет действительно сладким.Это  любая игра, в которой ребёнку нужно подумать. Играть в неё можно где угодно, не обязательно для этого назначать место и время, и тем более не надо усаживать ребёнка со словами «сейчас мы с тобой поиграем вот в это». Играйте там , где удобно вам и ребёнку. Например, мама делает что – то на кухне, тут же крутится малыш, и вот если мама ему в этот момент даёт например коробочку и ложки – большие и маленькие. И показывает, что в коробку можно ложки складывать, но в неё влезают только маленькие, а большие (как через минуту убеждается ребёнок) не влезают – это уже развивающая игра. Подумайте, вы наверняка в течении дня много раз играете в такие игры – предложите ребёнку закрыть банку, или попробовать вставить один стаканчик в другой – все игры, где включаются процессы мозга, такие как обобщение, анализ, сравнение и другие – все эти игры могут считаться развивающими.

Подготовила учитель-логопед Мария Александровна 


понедельник, 4 декабря 2023 г.

Играем -фонематический слух развиваем

 Фонематический слух даѐт ребѐнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению.

Поэтому, начинать развивать фонематический слух следует уже в раннем дошкольном возрасте и, обязательно, в игровой форме.

Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая определѐнные этапы.

1(начальный) этап.

На этом этапе создаѐтся основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.

• «Угадай звук»

Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры

(например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами,

скрепками, бусинками. Предлагаем ребѐнку догадаться по звуку, что лежит внутри. • «Жмурки»

Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).

• «Весѐлый карандашик»

Даѐм ребѐнку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.

2 этап.

На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь может звучать по- разному.

• «Чей голос?»

 

   Записываем на диктофон знакомые ребѐнку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры), а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит.

• «Сказка о трѐх медведях»

Читаем сказку о трѐх медведях ребѐнку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа- медведь и медвежонок.

• «Спрячемся от волка»

Игру проводим под музыку. Ребѐнок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо – всѐ спокойно, громко – идѐт волк, нужно прятаться.

3 этап.

Этот этап более сложный. Ребѐнок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.

• «Скажи правильно»

Показываем малышу картинку и называем еѐ неверно, заменяя первый звук в слове любым другим.

Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т.д. Ребѐнок должен повторить правильное слово.

4 этап.

Рассказываем ребѐнку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.

• «Что лишнее?»

Произносим три одинаковых слога, а четвѐртый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребѐнок должен найти «лишний» слог.

• «Повтори!»

Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребѐнок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со.

Если ребѐнку сложно повторить цепочку из трѐх слогов, можно начинать с двух. • «Сосчитай слоги»

 

   Произносим слова вместе с ребѐнком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам. 5 этап.

На данном этапе ребѐнок учится различать звуки и выделять их в слове.

• «Подбери слово»

Всем знакома игра – подбор слов на определѐнный звук. Кто назовѐт больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать ребѐнка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.

• «Выбери картинку»

Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ).

• «Лови звук»

Произносим несколько слов, просим ребѐнка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.

Подготовила учитель-логопед Мария Александровна


Советы для родителей будущего первоклассника

  Поступление в школу важный, знаменательный момент. Естественным желанием каждого из Вас является то, чтобы ребенок был сначала успешным уч...